УСТАНОВКА ДЛЯ ПОВЕРКИ ТАКСОМЕТРОВ

Введение

В настоящем техническом описании (ТО) приняты следующие термины:

Стандартные условия измерений - условия, при которых исследуемое автотранспортное средства удовлетворяет техническим требованиям завода-изготовителя, предъявляемым к модели автотранспортного средства, а участок дороги, на котором производятся измерения, удовлетворяет требованиям действующих методик поверки к испытательным участкам.

Испытательный участок - образцовый отрезок дороги I категории по СНИП 2.05.02.85 длиной 500м или 1000м (погрешность длины участка ±0,05%), освидетельствованный региональным метрологическим органом и предназначенный для определения метрологических характеристик измерительных устройств (таксометров и одометров), установленных на автотранспортные средства.

Установка - изделие, предназначенное для имитации движения автотранспортного средства по испытательному участку, пересчета и индикации преодолеваемого при этом расстояния таким, каким бы оно было при движении автотранспортного средства в стандартных условиях.

Роликовый стенд - составная часть Установки, предназначенная для размещения на ней исследуемого автотранспортного средства с целью имитации его движения по испытательному участку.

Роликовый стан - составная часть роликового стенда, имеющая в своем составе две пары свободновращающихся роликов (далее - роликов), на которых размещаются ведущие колеса автотранспортного средства, и количество оборотов которых является объектом измерений.

Электронно-измерительный блок - составная часть Установки, которая в зависимости от количества оборотов роликов, автоматически производит перерасчет, хранение в памяти и вывод на цифровую (символьную) индикацию измеряемого расстояния таким, каким бы оно было при движении автотранспортного средства в стандартных условиях.

 

 

Константа установки - количественная характеристика, отражающая число сигналов, которые электронно-измерительный блок должен получить, чтобы определить увеличение измеряемого расстояния при имитации движения на роликовом стенде на 1 км. Константа установки выражается числом импульсов на 1 км пути и учитывает особенности конкретной модели автотранспортного средства с установленными на нем шинами конкретного типоразмера.

Установленные константы - числовые значения запрограммированных констант, на основе которых может производиться расчет и вывод на цифровую индикацию измеряемого Установкой расстояния.

Заданная константа - установленная константа на основе которой производится расчет и вывод на цифровую индикацию измеряемого Установкой расстояния.

1. Назначение

1.1 Установка предназначена для тарировки и поверки таксометров, установленных на автотранспортные средства, и позволяет:

- во время имитации движения автотранспортного средства на роликовом стенде производить перерасчет, хранение в памяти и вывод на цифровую (символьную) индикацию электронно- измерительного блока расстояние, которое преодолевало бы автотранспортное средство, двигаясь по испытательному участку;

- производить запуск и остановку отсчета измеряемого расстояния, сброс показаний счетчика расстояния по команде с выносного малогабаритного пульта управления. Расчет и индикация измеряемого расстояния осуществляется в соответствии с заданной константой. Заданная константа должна соответствовать константе, измеренной и зафиксированной при аттестации Установки государственными метрологическими органами. Для каждого числового значения константы установки присваиваются следующие параметры (именуемые далее - параметры измерения):

- порядковый номер в электронном журнале констант;

- модель автотранспортного средства;

- типоразмер установленных шин.

 

Настройка заданной константы осуществляется с функциональных кнопок электронно-измерительного блока. Максимальное количество установленных коэффициентов измерения, сохраняющихся в энергонезависимой памяти электронно-измерительного блока - 100.

Программирование установленных констант производиться при помощи ЭВМ.

1.2 Электропитание электронно-измерительного блока Установки может осуществляться от бортовой сети исследуемого автотранспортного средства или от автономного сетевого блока питания UПИТ= 12В ± 4В, Р = 12Вт при UПИТ=12В.

1.3 Наименование и условное обозначение Установки.

1.3.1 При заказе с роликовым стендом напольного исполнения:

Установка для поверки таксометров и определения метрологических констант автотранспортных средств мод.УПТ.АТ-720.00.00.

1.3.2 При заказе с роликовым стендом встраиваемым в фундамент:

Установка для поверки таксометров и определения метрологических констант автотранспортных средств мод.УПТ.АТ-720.00.01.

2. Состав и технические данные

2.1 Общий вид Установки приведен на рисунках 1 и 1а.

2.2.Основные технические данные приведены в таблице 1. Таблица 1:

 

 

№ п/п

Наименование параметра

Характеристика параметра

1.

Индикация: h = 38 мм, 5 разрядов

Цифровая, светодиодная

2.

Значения параметров:

- счетчик пройденного пути, м

- счетчик импульсов датчика оборотов, имп

- счетчик внешних импульсов, имп

- константа установки, имп/км

 

0 … 9999,9

0…99999

0…99999

10 000 … 200 000

3.

Датчик оборотов

фото-электрический

4.

Наличие электронных журналов энергонезависимой памяти, в которых:

- констант измерения, значений

- моделей автомобилей, строк по 20 символов

- типоразмеров шин, строк по 9 символов

   

100

 

100

100

5.

Сохранность данных, лет

10

6.

Рекомендуемая скорость автомобиляпри поверке таксометра, км/ч

15 … 25

7.

Максимальная скорость автомобиляпри имитации движения, км/ч

40

8.

Габаритные размеры, мм:

- электронного блока

- пульта управления

- роликового стана

- стенда, напольное исполнение

 

260х155х250

48х95х25

710х700х410

2 250 х 8 500 х 420

9.

Электропитание, В

12 ± 4

10.

Грузоподъемность роликового стана, кг

до 1500

11.

Диапазон рабочих температур, °С

+10 … +35

12.

Относительная влажность, %

до 80

13.

Категория размещения

1.2 по ГОСТ 15150-69

14.

Климатическое исполнение

УХЛ

15.

Погрешность отсчета расстоянияпри имитации движения автомобиля, %

не более 0,167

 

2.3 Основные режимы работы Установки:

- режим программирования установленных констант;

- режим установки заданной константы;

- режим измерения расстояния;

- режим контроля исправности индикации;

- режим подсчета импульсов от датчика оборотов установки;

- режим калибровки таксометра.

3. Указание по поверке

3.1 Ежегодную поверку Установки в процессе эксплуатации производят региональные

метрологические органы в соответствии с методикой поверки.

 

4. Указание мер безопасности

4.1 Автотранспортное средство должно:

- иметь Сертификат технического осмотра с действительной отметкой Государственной

автомобильной инспекции о прохождении технического осмотра;

- иметь исправную тормозную систему;

- пройти внешний осмотр в соответствии с требованиями действующих методик поверки таксометров, установленных на автомобили-такси.

 

4.2 Перед использованием Установки необходимо внимательно осмотреть шины

установленные на колесах ведущей оси автотранспортного средства:

- наличие камней и иных предметов в шинах не допускается;

- выпуклости, нарушение целостности поверхности шин, прорыв корда наружу не

допускаются;

- грязь, влажность шин не допускаются.

 

4.3 Перед использованием Установки необходимо проверить техническое состояние роликового стана. Не допускается подклинивание, притормаживание, вибрация, шум при свободном вращении "от руки" рабочих и ограничивающих роликов.

 

4.4 При использовании Установки:

- не допускается нахождение людей, автомобилей и иных предметов спереди и сзади роликового стенда;

- запрещается проводить измерения на роликовом стенде при отсутствии специалиста, следящего за положением ведущих колес автотранспортного средства на роликовом стенде и ходом испытаний, находящегося в поле зрения водителя автотранспортного средства;

- запрещается проводить измерения при отсутствии или неисправности блокирующих упоров (механизмов), предохраняющих автотранспортное средство от продольного схода с роликов;

- запрещается проводить измерения при скорости "движения" автотранспортного средства более 30 км/ч;

- запрещается проводить измерения в случае возникновения подклинивания, притормаживания, вибрации, повышенных шумов при вращении рабочих и ограничивающих роликов.

4.5 Все сборочно-разборочные и смазочные работы, замену элементов и узлов, пайку

контактов необходимо производить только при выключенном питании и при отсутствии

автотранспортного средства на роликовом стенде.

4.6 Во время поиска неисправностей все измерительное оборудование должно быть надежно заземлено.

4.7 К ремонту Установки, техническому обслуживанию и эксплуатации имеющие удостоверение на право проведения указанных работ и прошедшие инструктаж по технике безопасности на рабочем месте.

5. Подготовка к работе

5.1 При поступлении Установки необходимо проверить наличие комплекта поставки в соответствии с Паспортом, убедиться в отсутствии внешних дефектов, которые могли возникнуть в процессе транспортировки, проверить наличие пломб метрологических органов и отметки ОТК предприятия-изготовителя.

5.2 Монтаж, ввод в эксплуатацию и техническое обслуживание Установки должно осуществлять предприятие изготовитель либо предприятие, имеющее договор с предприятием-изготовителем на право выполнения данных работ.

6. Порядок работы.

6.1 Порядок действий при проведении поверки и тарировки таксометра, установленного на автомобиле-такси.

6.1.1 Перед установкой автотранспортного средства на роликовый стенд производят проверку соблюдения требований, оговоренных пунктами 4.1 - 4.3.

6.1.2 Проверяют соответствие порядкового номера константы Установки (число, индицируемое в левой части индикатора электронно-измерительного блока), модели автотранспортного средства и типоразмера установленных шин, параметрам зафиксированным для данной константы в Паспорте (Разделе 8 "Сведения о метрологических константах").

6.1.3 Устанавливают автотранспортное средство на роликовый стенд и обеспечивают соблюдение требований безопасности, оговоренных пунктом 4.4.

6.1.4 Порядок проведения поверки следующий.

- оператор берет пульт управления выносной (далее - пульт) и располагается в салоне автотранспортного средства на переднем пассажирском сидении;

- водитель начинает движение, при достижении скорости по спидометру 30 км/ч, стабилизирует ее;

- оператор запускает таксометр на счет и одновременно нажимает синюю (черную) кнопку пульта;

- при достижении числом, индицируемым на индикаторе таксометра, значения равного стоимости оплаты за проезд 1 км в заданном тарифе таксометра, оператор нажимает синюю кнопку пульта;

- оператор фиксирует расстояние, измеренное Установкой, в протоколе измерений и дает заключение о результатах поверки;

- для обнуления показаний счетчика расстояния Установки нажимает красную кнопку пульта.

 

6.1.5 Порядок проведения калибровки таксометра необходимо:

- настроить режим калибровки;

- взять выносной пульт Установки и расположиться в салоне автотранспортного средства на переднем пассажирском сидении;

- отсоединить таксометр от автомобильного кабеля, к кабелю подсоединить выносной пульт Установки;

- водитель должен начать "движение", при достижении скорости по спидометру 30 км/ч, стабилизировать ее;

- нажать синюю кнопку выносного пульта Установки;

- при достижении расстояния, установленного на электронном блоке Установки как контрольное, происходит автоматический останов отсчета импульсов и вывод на индикацию подсчитанного количества импульсов;

- зафиксировать количество импульсов, (оно соответствует измеренной константе

таксометра при пересчете на 1000 м пути);

- запрограммировать константу в таксометр и произвести проверку точности измерения

таксометром расстояния в соответствии с п.6.1.4.

 

7. Адаптация к роликовому стенду.

7.1 Адаптация Установки к роликовому стенду производят с целью фиксирования (при вводе в эксплуатацию Установки) и контроля (в процессе ее эксплуатации) конструктивных параметров роликового стана: среднего диаметра рабочих (наружных) поверхностей роликов и числа зубьев задающего диска.

7.2 Перед выполнением работ по адаптации необходимо обеспечить наличие Микрометра ГОСТ 6507-90 (диапазон измерений 175 … 200 мм, погрешность измерения 0,01 мм). Данный микрометр должен иметь действующее свидетельство о поверке.

7.4 Измерение наружных диаметров рабочих поверхностей роликов (далее - диаметр роликов) производят для роликов, на оси которых установлен задающий (измерительный) диск. Измерение диаметров производят в пяти сечениях рабочей поверхности роликов в двух взаимно перпендикулярных направлениях. Поверхности роликов должны быть очищены от загрязнений.

7.5 Значение среднего диаметра роликов, разноразмерность диаметров роликов и число зубьев измерительного диска заносят в паспорт УПТ.АТ-720.00 ПС (Раздел 7 "Сведения об адаптации к роликовому стенду"). Сведения об адаптации к роликовому стенду проверяют при метрологической аттестации или поверке Установки и подтверждают клеймом государственных метрологических органов, производивших аттестацию (поверку).

 

8. Калибровка Установки

8 Производят определение метрологических констант с целью фиксирования их для конкретной модели автотранспортного средства и типоразмера установленных шин.

8.3 Определение метрологических констант производится в соответствии с документацией на Установку.

8.4 Результаты измерений заносят в паспорт (Раздел 8 "Сведения о метрологических константах"). Результаты измерений проверяют при метрологической аттестации или поверке

Установки и подтверждаются клеймом государственных метрологических органов, производивших аттестацию (поверку) Установки.

9. Правила хранения

9.1 Хранение осуществляется согласно ГОСТ 21255 с дополнениями, приведёнными в данном разделе.

9.2 Условия хранения Установки по группе 2(С) ГОСТ 15150. Минимальная температура хранения должна быть не ниже -30°С.

9.3 Срок хранения Установки с момента отгрузки с предприятия-изготовителя до момента эксплуатации не должен превышать 6 месяцев.